Успешное завершение проекта «ESPOSA»

К июню прошлого года проект «ESPOSA» исчерпал свои отведенные на него в соответствии с планом 56 месяцев. В ходе проекта было достигнуто большинство его целей с относительно малыми отклонениями от изначального плана.

В рамках проектной деятельности «PBS» решались вопросы, относящиеся к следующим сферам:

1. Вспомогательные виды деятельности по дальнейшей разработке двигателей

- проверено моделирование характеристик мощности двигателя по программе GSP;
- альтернативный проект камер сгорания – верифицирован посредством измерений;
- простой охлаждаемый распределитель для турбины – верифицирован посредством измерений;
- обработка титановых колес компрессора – улучшен процесс обработки, доказана экономия;
- оптимизация процессов литья – достигнуто получение тонкой макроструктуры поверхности отливок рабочих и распределительных колес, изготовляемых из стандартного материала INC713LC и из нового материала MAR-M 247, по материалу получены новые статистические данные;
- измерена динамика всего укомплектованного двигателя;
- исполнен проект модификации зубчатых колес и исполнен предварительный проект редуктора с осью выхода над осью двигателя.

2. Двухканальная система управления

В рамках данных видов деятельности «PBS» сотрудничала с фирмой «UNIS». Сделан шаг вперед в создании двухканального варианта исполнения системы управления (СУ) для двигателей «PBS» – разработан предварительный проект системы, включая вводные испытания управляющей электроники.

3. Испытания двигателей

Проведены долгосрочные испытания турбовинтового двигателя TP100 на испытательном стенде «PBS» в течение почти 2500 часов, таким образом подтвержден требуемый ресурс двигателя. Также проведены испытания двигателя в барокамере CIAM – подтверждены параметры мощности газотурбинного двигателя TP/TS100 во всем диапазоне эксплуатационных режимов полета.

4. Комплектация двигателей

- ILOT / I-31T Manager – винтовое применение в тяговом варианте, двигатель установлен, проведены летные проверки (около 15 часов);
- MM / ORCA – винтовое применение в толкающем варианте с двумя двигателями, двигатели установлены, проведены летные измерения (около 130 часов на двух двигателях);
- Winner Helico / B150 – вертолетное применение, двигатель укомплектован, ведутся испытания;
- IRI – вертолетное применение, двигатель установлен, проведены наземные проверки.